13.05.2013

Результаты досрочных выборов – уравнение со многими неизвестными

Результаты состоявшихся в Болгарии внеочередных парламентских выборов ставят страну в патовую ситуацию. Несмотря на массовые протесты граждан в феврале с.г., связанные с изменением политического статус-кво, которые привели к досрочным выборам, он сохранился. В новый парламент вновь входят хорошо знакомые старые политические партии – ГЕРБ, «Коалиция за Болгарию», «Движение за права и свободы» и «Атака». Ни одна из этих партий, однако, не получила достаточной поддержки со стороны избирателей, чтобы составить стабильное правительство. Каковы возможные сценарии и столкнется ли страна с серьезным риском? Вот как прокомментировали уравнение со многими неизвестными аналитики и политики.

«Налицо реальная опасность блокирования парламента, а его функция – оформить работающее большинство и правительство, – считает политолог Огнян Минчев. – В этой ситуации я вижу не особо большие возможности для создания стабильного политического правительства. С одной стороны, мы бы могли ожидать какого-то соглашения между партиями ГЕРБ и «Атака». Но «Атака» трудно будет принята в качестве официального коалиционного партнера в ЕНП. При этом положении вновь будет необходимо составить правительство меньшинства, как в предыдущем парламенте. Другая возможность – это правительство БСП, ДПС и «Атака». Но для последних двух партий будет трудно открыто войти в коалиционное правительство. А это вновь будет означать необходимость в некотором прикрытии. Речь идет о программном, экспертном или правительстве под другим названием, но не об открытом политическом правительстве. Если двум основным партиям – ГЕРБ и БСП, удалось бы добиться цивилизованных отношений, как во время последних 4 лет, так и в предвыборной кампании, то они могли бы по уже утвердившейся, например немецкой модели, создать большую коалицию, хотя бы до выборов в Европейский парламент в следующем году, когда могут состояться и новые парламентские выборы. Но на данном этапе это исключено. Если все эти варианты не будут реализованы, если новый парламент не сработает, то без сомнения придется провести следующие парламентские выборы намного раньше», – заявил политолог Огнян Минчев.

Часть интриги выборов 2013 была связана с тем, насколько они будут честными и демократическими. Поэтому за ними наблюдали множество болгарских и иностранных неправительственных организаций. Был осуществлен параллельный подсчет результатов выборов австрийской фирмой. По мнению Антоанеты Цоневой из Института развития публичной среды, выборы не были честными и свободными. «Был использован целый арсенал для оказания давления на избирателей и для покупки голосов. Кроме того, болгарам за рубежом не были обеспечены условия голосования. Например, в Лондоне было только два избирательных участка и люди стояли в очередях, чтобы проголосовать, – прокомментировала Антоанета Цонева в интервью Радио Болгария. – Результаты вотума воспроизводят статус-кво и для значительной части болгар не принесут удовлетворения. Я не считаю, что будет возможно создать стабильный политический конструкт, вокруг которого достичь согласия. Вы видите, что в НС нет представленной правоцентристской идеи, а в Болгарии есть избиратели, которые имеют необходимость в таком правительстве. Налицо также сильный националистический вотум, что не является комплиментом для европейского государства, так как этим партиям удается привлечь протестный вотум, обещая невозможное. Это тоже приведет к неудовлетворению. Таким образом, по-моему, оформляется очень крутая спираль, с которой неизвестно как справится болгарское общество. Мои предчувствия и интуиция не наводят на положительные мысли после всего произошедшего во время кампании и в выборный день. Это выборы, лишенные надежды».

Наблюдения в день выборов Ассоциации «Прозрачность без границ» установили серьезную попытку оказания воздействия на избирателей. «Мы зарегистрировали, как и в 2009 и 2011 году, что случаи контроля над вотумом – в 3-4 раза больше, чем закупка голосов. Но основная группа нарушений – это административные, связанные с деятельностью районных избирательных комиссии, взаимодействием между избирательной администрацией», – заявил Антоний Гылыбов. По его мнению, однако, не было серьезных нарушений, которые вызвали бы сомнения относительно легитимности вотума. Реальный риск вступления в долгосрочную политическую нестабильность – таковы прогнозы аналитика. «Большой вопрос в том, возможно ли достижение согласия между этими политическими формированиями вокруг минимального числа приоритетов – 3-4, в отношении одной управленческой программы, которая была бы максимально освобожденной от партийных предпочтений. Это было бы вопрос очень серьезного политического процесса переговоров. Мы, к сожалению, не располагаем долгим положительным опытом в этом отношении. Мы имеем один-единственный пример от 1997 года, когда между партией «Объединенные демократические силы» и тогдашней коалицией вокруг БСП было достигнуто согласие относительно т.наз. Декларации от 4-го февраля о четырех национальных приоритетах. На данный момент это единственный пример того, что политическим партиям удавалось разработать общую повестку дня, которую принять и последовательно выполнять. В настоящее время перед партиями стоит подобный вызов, в противном случае мы идем к ситуации, в которой будет необходимо вызвать следующие выборы. Другой политический момент – это насколько политические формирования, которые не нашли места в составе этого парламента, готовы переосмыслить свое участие в следующих выборах, насколько они готовы расширить поддержку своей собственной политики. Я полагаю, что если дела дойдут до следующих выборов, то это, вероятнее всего, будет с меньшим числом политических партий, которые достигли согласия между собой в рамках своих собственных политических пространств. Я надеюсь, что следующие выборы могли бы произвести более стабильный парламент. Но, так или иначе, мы едва в начале «этого процесса».

Какой будет политическая конфигурация – это вопрос «на миллион долларов» и вряд ли сегодня кто-нибудь может на него ответить», – прокомментировал создавшуюся политическую ситуацию банкир Левон Хампарцумян. «Более важно создание спокойной среды для предпринимателей, так как в принципе предприниматели и деньги – очень пугливое животное. В результате самого легкого давления или неуверенности они убегают. В ЕС есть свобода движения капиталов, людей, так что если предприниматель и капитал не чувствуют себя хорошо, то они уходят в другое место. Разумеется, это должно быть в балансе с требованиями людей более высоких доходов. Но в первую очередь нам надо заработать деньги, а потом уже распределять их. На данный момент нет никакой опасности для иностранных инвестиций. Вы знаете, однако, что Балканы не в моде в общественном сознании в мире, так что мы должны быть в три раза более стабильными и успешными, чтобы быть замеченными».

В новейшей истории Болгарии после 1989 года впервые правящая партия вновь завоевывает доверие граждан. Результаты партии ГЕРБ, однако, не достаточны для составления стабильного правительства. В ночь вотума в заявлении перед СМИ партия объявила, что будет комментировать только официальные результаты ЦИК, и таким образом оставила вопросительные относительно своих управленческих намерений. Ранее Красимир Велчев все же заявил в интервью Радио Болгария, что партии ГЕРБ не чужда идея неполитического правительства экспертов и даже правительства меньшинства с формальной поддержкой партии «Атака».
«Мы неоднократно заявляли, что для нас Болгария была и должна остаться частью Европы. А для партии «Атака» дела не обстоят именно так. Мы имеем различия в области ядерной энергетики и по другим темам. Поэтому я говорю – не очень легко однозначно сказать, что мы составим коалицию с той или иной партией. Но в политике все возможно».

Лидер Болгарской социалистической партии Сергей Станишев, занявшей второе место на выборах, однако, заявил, что вариант правительства меньшинства несостоятелен в нынешней ситуации в стране и выразил готовность принять ответственность о формировании правительства: «Единственно возможное и необходимое правительство – неполитическое правительство разума, ответственности, национального спасения, с сильным экспертным участием, с ясной и прозрачной для всех программой управления, которая может вывести страну из кризиса, – отметил также Сергей Станишев в ходе пресс-конференции в ночь выборов. – Мы уже неоднократно заявляли, что не можем составить коалицию с партией ГЕРБ. Это было бы моральным предательством нашей идеи, всего, что мы отстаивали в последние годы и людей, которые нас поддержали на выборах. Мы начинаем срочные переговоры и консультации с политическими объединениями, в первую очередь, с двумя представленными в парламенте политическими силами, о характере правительства и о его программе. Мы примем ответственность за формирование правительства путем диалога и с другими политическими силами, которые получили немалую поддержку болгарских граждан, но не сумели войти в состав парламента. Мы будем вести диалог также с болгарским гражданским обществом, профсоюзами, работодателями, неправительственными организациями. Мы заинтересованы в проведении парламентско-гражданского форума в начале работы следующего парламента. Необходим гражданский контроль за работой органов власти, чтобы постепенно стало восстанавливаться доверие, которое тяжело ранено и разрушено. Мы уже подготовили первые срочные и среднесрочные меры, которые следующее правительство должно реализовать».

Вот какова оценка ситуации в стране Лютви Местана, лидера Движения за права и свободы: «Ситуация в стране требует, в качестве первоочередной и непосредственной задачи перед ответственными политическими силами, быстрого нахождения формулы стабильного управления в стране, – считает Лютви Местан. – Управление в рамках Народного собрания 42 созыва будет стабильно, если будут выполнены несколько предпосылок. Во-первых, за кабинетом министров должно стоять широкое политическое согласие. Его, однако, будет недостаточно. Это означает, что как вероятный однопартийный кабинет меньшинства, так и коалиционное правительство, составленное по принципу разделения позиций власти, не имеет перспективы. Мы говорим об иной формуле – широкого политического согласия, при котором на передний план должно выйти экспертно-политическое начало. А следующее правительство должно представлять не только позиции политических сил в парламенте, которые бы его поддержали или имели отношение к его избранию. Самое важное, что я хотел бы подчеркнуть, что следующее правительство должно представлять интересы и тех болгарских граждан, которые не имеют своего парламентского представительства. ДПС не затруднит, а наоборот, облегчит процесс нахождения такого широкого политического согласия. Мы, однако, проводим ясную разницу между словами согласие и соглашение. К согласию мы готовы. Соглашение же невозможно. Мы, однако, убеждены, что любая идея вступления в какую-либо формулу сотрудничества с партией ГЕРБ будет воспринята не только избирателями ДПС, но и болгарским обществом в целом как акт соглашения. Чем я заявляю, что невозможна поддержка ГЕРБ, даже если эта политическая сила окажется первой после окончательного подсчета бюллетеней».

«Я не вижу возможности конструирования работающего правительства, – категорически заявил лидер партии «Атака» Волен Сидеров. – Сложные и неотложные для Болгарии вопросы, которые необходимо решать, это доходы, восстановление нашей индустриальной мощи, возвращение в болгарские руки того, что у нас есть, создание новых мощностей и высоких технологий, референдумы по всем важным вопросам. Только подписка о референдумах должна быть 50, максимум 100 тыс. подписей, а не 500 тыс., как до сих пор. По всем важным вопросам болгары должны высказывать свое мнение. Примите то, что «Атака» предлагает – референдумы по всем важным темам, которые инициировать на основе 50 тыс. подписей, и чтобы их решения были обязательными для Народного собрания, для правительства. Так принято в Швейцарии – ведущей по демократичности и стандарту жизни стране, которая не является членом ЕС. Там референдумы – это способ ведения политики и истинный гражданский контроль. Тогда уже не будет иметь значения, какая партия или коалиция у власти, потому что они будут под натиском общественного мнения».